ARİSTOTELİN DÜNYAGÖRÜŞÜ VƏ İSLAM ALƏMİNİN FƏLSƏFƏSİ HAQQINDA

Aytək Məmmədova | a.z.m-9@mail.ru

fəlsəfə üzrə fəlsəfə doktoru, dosent
Din və fəlsəfə
ƏDƏBİYYAT

1. Асмус В.Ф. История античной философии. Москва: 1965.
2. Məmmədov Zakir. Azərbaycanda XI-XIII əsrlərdə fəlsəfi fikir. Bakı: 1978.
3. Tusi Xacə Nəsirəddin. Əxlaqi-Nasiri. Farscadan Azərbaycan dilinə tərcümə, müqəddimə
və şərh: Rəhim Sultanov. Bakı: 1980.
4. Məmmədov Zakir. Orta əsr Şərq fəlsəfəsi və fəlsəfə tarixində onun əhəmiyyəti. Şərq
fəlsəfəsi (IX-XII əsrlər). Bakı: 1999.
5. Məmmədov Zakir. Azərbaycan fəlsəfəsi tarixi. Bakı: 1994.
6. Ülken Hilmi Ziya. İslam felsefesi kaynakları ve tesirleri. Ankara: 1967.
7. Аристотель. Большая этика. Перевод: Т.А.Миллер. Сочинения. Т. IV. Москва: 1984.
8. Gürkan Ahmet. İslam Kültürünün Garbı Medenileştirmesi. Nur Yayınları.
9. Dante Aligyeri. İlahi komediya. Tərcüməçi: Əliağa Kürçaylı. Bakı: 1973.

THE OUTLOOK OF ARISTOTLE AND PHILOSOPHY OF THE ISLAMIC WORLD

Aytek Mammadova | a.z.m-9@mail.ru

fəlsəfə üzrə fəlsəfə doktoru, dosent
Religion and philosophy
SUMMARY

The article speaks about influence of ancient philosophers, especially Aristotle’s outlook
(384-322 BC) on the formation of the philosophical thought of the Islamic world. His works such as
“Organon”, “Physics”, “Metaphysics”, “Nicomachean Ethics”, “Politics” and other hold a special
place in the teachings of Eastern philosophers. Issues regarding classification of sciences, theory
of systematization of the scientific knowledge which are of great importance in understanding of
philosophers, thinkers and in general their outlook are studied here. Arab philosopher Yaqub al-
Kindi, the first great representative of the Eastern Peripatetism and the great Turkish philosopher
Abu Nasr al-Farabi, who created the perfect system of the Eastern Peripatetism, are followers of
Aristotle’s teaching. The article widely covers services of Ibn Sina (Avicenna) and Bahmanyar,
scholars studied at them and their disciples in the development of the Peripatetic philosophy in the
Islamic world. The Azerbaijani philosopher like his teacher Ibn Sina, also prepared a number of
outstanding scientists. This teacher-disciple sequence that was started from Bahmanyar, namely
traditions of his school was continued by Nasiraddin Tusi

REFERENCE LIST

1. Асмус В.Ф. История античной философии. Москва: 1965.
2. Məmmədov Zakir. Azərbaycanda XI-XIII əsrlərdə fəlsəfi fikir. Bakı: 1978.
3. Tusi Xacə Nəsirəddin. Əxlaqi-Nasiri. Farscadan Azərbaycan dilinə tərcümə, müqəddimə
və şərh: Rəhim Sultanov. Bakı: 1980.
4. Məmmədov Zakir. Orta əsr Şərq fəlsəfəsi və fəlsəfə tarixində onun əhəmiyyəti. Şərq
fəlsəfəsi (IX-XII əsrlər). Bakı: 1999.
5. Məmmədov Zakir. Azərbaycan fəlsəfəsi tarixi. Bakı: 1994.
6. Ülken Hilmi Ziya. İslam felsefesi kaynakları ve tesirleri. Ankara: 1967.
7. Аристотель. Большая этика. Перевод: Т.А.Миллер. Сочинения. Т. IV. Москва: 1984.
8. Gürkan Ahmet. İslam Kültürünün Garbı Medenileştirmesi. Nur Yayınları.
9. Dante Aligyeri. İlahi komediya. Tərcüməçi: Əliağa Kürçaylı. Bakı: 1973.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСЛАМСКОГО МИРА

Айтек Мамедова | a.z.m-9@mail.ru

fəlsəfə üzrə fəlsəfə doktoru, dosent
Религия и философия
РЕЗЮМЕ

В статье говорится о влиянии философов античности, особенно мировоззрения
Аристотеля (384-322 до н.э.) на формирование философской мысли исламского мира.
Его труды “Органон”, “Физика”, “Метафизика”, “Никомахова Этика”, “Политика” и др,
занимают своеобразное место в учениях восточных философов. Здесь рассматриваются
проблемы классификации наук и теория систематизации наук, имеющая большое значение
для понимания мировоззрения философов и просветителей. Первый великий представитель
восточного перипатетизма арабский философ Якуб аль-Кинди и великий турецкий философ
Абу Наср Фараби, создавший совершенную систему восточного перипатетизма, являются
последователями учения Аристотеля. В статье широко освещаются вопросы, связанные
с заслугами Ибн Сины, Бахманйара, обученных ими ученых и их учеников в развитии
философии перипатетиков в исламском мире. Азербайджанский философ, как и его учитель
Ибн Сина, также подготовил ряд выдающихся ученых. Последовательность связи учитель-
ученик, которая началась с Бахманйара, то есть традиции его школы, были продолжены
Насираддином Туси

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмус В.Ф. История античной философии. Москва: 1965.
2. Məmmədov Zakir. Azərbaycanda XI-XIII əsrlərdə fəlsəfi fikir. Bakı: 1978.
3. Tusi Xacə Nəsirəddin. Əxlaqi-Nasiri. Farscadan Azərbaycan dilinə tərcümə, müqəddimə
və şərh: Rəhim Sultanov. Bakı: 1980.
4. Məmmədov Zakir. Orta əsr Şərq fəlsəfəsi və fəlsəfə tarixində onun əhəmiyyəti. Şərq
fəlsəfəsi (IX-XII əsrlər). Bakı: 1999.
5. Məmmədov Zakir. Azərbaycan fəlsəfəsi tarixi. Bakı: 1994.
6. Ülken Hilmi Ziya. İslam felsefesi kaynakları ve tesirleri. Ankara: 1967.
7. Аристотель. Большая этика. Перевод: Т.А.Миллер. Сочинения. Т. IV. Москва: 1984.
8. Gürkan Ahmet. İslam Kültürünün Garbı Medenileştirmesi. Nur Yayınları.
9. Dante Aligyeri. İlahi komediya. Tərcüməçi: Əliağa Kürçaylı. Bakı: 1973.

Полезные ссылки

© www.dovlet-din.az